Первый мобильный телефон, к созданию которого приложила руку Apple и лично Стив Джобс, 19 место в рейтинге худших устройств десятилетия, худший телефон в истории, неудачная репетиция Айфона и крупнейший провал Apple нулевых, о котором стараются забыть, как о страшном сне.
Именно так журналисты, блогеры и обычные пользователи описывали это устройство – Motorola ROKR E1, он же iTunes Phone.
“iTunes Phone”, как назвал его Джобс во время презентации, и правда нельзя называть революционным продуктом в стиле Apple. Но все титулы, которые присвоили этому аппарату сразу после выхода в продажу максимально не заслужены как с технической точки зрения, так и с точки зрения того влияния, которое оказал этот телефон на всю индустрию.
Почему этот телефон ошибочно называют провалом и худшим за всю историю? Ведь без этого телефона, возможно, не было бы и iPhone.
Железо
Что касается технической части, ROKR E1 был построен на базе легендарного карманного “магнитофона” Motorola E398 и фактически является его полным клоном.
Из визуальных отличий в глаза бросается разве что дополнительная клавиша вызова музыкального плеера со знакомой иконкой iTunes.
Motorola E398 – это одна из самых известных моделей Моторола, уступающая лишь RAZR V3. И по всем параметрам – это шикарная звонилка: приятный внешний вид, цветной дисплей, поддержка карт памяти до 1 Гб, MP3 музыка, полифония, Java приложения и адекватная цена примерно в 300 долларов.
Что вам еще было нужно от телефона в 2004 году? И конечно же два мощных стереодинамика с ритмической подсветкой, которые отвечали и за звук, и за работу вибро. Все эти плюсы доступны и в модели ROKR E1.
Телефон ROKR E1 не был плохим или ужасным, он был клоном настоящего бестселлера и никак не мог являться худшим устройством десятилетия.
Все дело, как это обычно бывает, в ожидании пользователей, когда подогретая до предела публика надеялась на что-то совершенно иное, что-то революционное от сотрудничества таких двух гигантов, как Apple и Motorola.
Почему Джобс выбрал Motorola?
Но почему Motorola? Чтобы понять, в чем был хитрый замысел Джобса, нужно немного вспомнить, что представляла из себя эта компания в начале 2000-х.
Несмотря на статус одного из крупнейшего производителя телефонов, дела у Motorola шли не очень хорошо в начале нулевых. Это был сложный период, смена руководства, отсутствие прорывных продуктов, да и конкуренты наступали на пятки. Motorola уступала рынок другим игрокам, таким как Nokia, Ericsson и Samsung.
Тем не менее, у Motorola все еще оставалась огромное влияние на сотовых операторов. В те времена это был важный момент, так как именно операторы определили в США и Европе, что будет продаваться в их магазинах, а что нет. Без их согласия и поддержки продажи любого устройства были просто обречены.
Примерно в это время в состоянии полной секретности разрабатывается модель RAZR. Случайный продукт, созданный вопреки стратегии Motorola, но который становится настоящим хитом и на какое-то время вселяет в умы топ-менеджеров компании веру в светлое будущее.
Неизвестно точно, насколько успех модели RAZR повлиял на решение Джобса, но летом 2004 года он инициирует встречу с Эдом Зандером, генеральным директором Motorola, с предложением выпустить совместный продукт.
Для Apple и Motorola – это максимально выгодное сотрудничество. Motorola необходимо закрепить успех телефона RAZR, показать, что новая стратегия развития компании верна, а Apple нужен выход на операторов, которые не изъявляют особого желания играть с новичками на этом рынке.
Для Джобса это был настолько важный проект, что вопреки своей политике секретности в разработке новых продуктов, он позволяет анонсировать об этом партнерстве за год до его практической реализации. Никаких подробностей, никаких макетов и намеков – просто информация о сотрудничестве, целью которой является обеспечение миллионов меломанов возможностью передавать песни из музыкального магазина iTunes на телефоны Motorola.
Это совершенно не стиль Apple. Согласитесь, что в большинстве случаев, даже если есть хоть какая-то информация о будущем продукте Apple, если этот продукт попадает в категорию “One more thing…”, то это будет что-то крайне интересное.
Хорошим примером является недавно анонсированные Vision Pro. Все ждали очки дополненной реальности, а получили фактически полноценный компьютер на голове.
Причины провала ROKR E1
Никто не верил, что телефон, к которому приложил руку сам Джобс, будет обычным. Компания привыкла удивлять своих потребителей.
На волне ажиотажа в продажу поступает тот самый Motorola E398 с музыкальной направленностью. Именно эту модель в Motorola предлагают в качестве базы для совместного устройства. Два динамика, что необычно для рынка того времени, подсветка в такт музыке, хорошие наушники в комплекте. Отличный телефон, но совершенно не подходит на роль “One more thing…”
Но Apple нужен выход на операторов, и Джобс вновь соглашается на условия Motorola. Технически Джобсу совершенно не важно, каким будет совместный продукт, и какие у него будут продажи. Самое важное – это операторы.
Для продвижения будущего телефона был выбран Cingular Varies (AT&T), который станет эксклюзивным оператором для первого iPhone. Связка Motorola и Apple выглядит перспективно для операторов: знакомство состоялось, связи налажены, основная цель Джобса достигнута.
7 сентября 2005 года Motorola представляет публике ROKR E1 – полная копия Motorola E398, отличающаяся только цветом корпуса и кнопкой плеера, по цене в 249 долларов и обязательным двухлетним контрактом в сети AT&T. И это учитывая, что E398 продается уже больше года, фактически за те же деньги, да еще и без контракта.
К тому же в телефоне искусственно установлены ограничения всего на 100 композиций, в то время, как существующие плееры от Apple никаких ограничений не имеют.
Во время презентации Джобс держит марку и отрабатывает сотрудничество с Motorola в полной мере. Он представляет телефон, рассказывает о его плюсах, но у Джобса есть небольшой сюрприз для топ-менеджеров Motorola. Он анонсирует не только ROKR. В этот день представлен и iPod nano с ценой в 199 и 249 долларов соответственно. И это очередной хит продаж.
Вот как выглядел сайт Apple 7 сентября 2005 года. Я думаю, очевидно, какой продукт был важнее для ребят из Купертино.
На фоне анонса плеера iPod nano представление телефона меркнет, он не собирает большого числа отзывов, а те что есть, исключительно негативное. Но негативные они не потому, что телефон был плохой, а потому что ждали чего-то необычного, а не прошлогоднюю модель в новой расцветке с набором ограничений.
Джобс смог получить от Motorola все необходимое: контакты с операторами и понимание рынка мобильных телефонов, а также увидеть перспективные направления развития.
В этом партнерстве Motorola проигравшая сторона, но стоит отдать ей должное, ведь без ROKR Е1 возможно не было бы и iPhone.
Так что все эти статьи на тему того, что Купертино поступили неправильно, не совсем верны. Это бизнес и ничего личного, а Джобс всегда отличался достаточно жесткими методами работы с партнерами.
По материалам @Newtonlab