Далеко не все инновации, которые народ ошибочно присваивает дизайнерам и инженерам из Купертино, были изобретены в стенах Apple. Давайте разберем популярные технические решения в iPhone, которые были “позаимствованы” у менее успешных компаний.
Сканер отпечатка
В 2013 году iPhone 5s стал первым устройством Apple, получившим TouchID. Революционный на тот момент датчик, который использовался не только для разблокировки смартфона, но и для подтверждения покупок.
Однако история дактилоскопических сенсоров в мобильных устройствах тянется аж с 2004 года. Первопроходцем принято считать раскладушку от южнокорейской компании Pantech, модель GL100, позволяющую добавить до 10 отпечатков.
Сенсор располагался чуть выше номеронабирателя, а для распознавания недостаточно было просто приложить палец – требовалось отсканировать, его проведя сверху вниз. И естественно, не всегда получалось разблокировать телефон с первой попытки.
Проблема понятна – построчный метод считывания отпечатка неудобен для большинства потребителей, нужно придумать что-то получше, но технологическим гигантам из Японии, Тайваня и Южной Кореи не хватило на это целого десятилетия.
Даже после выхода iPhone 5s некоторые компании продолжали внедрять устаревшие сканеры и закономерно подвергались критике. Таким например был Samsung Galaxy S5, презентованный год спустя.
В 2011 году вышел первый Android смартфон со сканером отпечатков пальцев, который при этом был совмещен с кнопкой блокировки, прямо как когда то у Galaxy S10e или iPad Air.
Apple Pay
Технологии Touch ID и Face ID используются для подтверждения личности и оплаты с помощью Apple Pay, недоступного в России сегодня, но крайне удобного решения. Эта революционная технология, дебютировавшая в 2014 году вместе с iPhone 6 и 6 Plus, появилась не на пустом месте. Ей предшествовал Google Wallet еще в мае 2011 года.
Корпорация добра считала, что этот продукт станет новой вехой в эволюции способов оплаты и позволит счастливым обладателям смартфонов с NFC расплачиваться везде, где принимают MasterCard, но этого не случилось. И виной тому скандал, связанный с кражей коммерческих секретов компании eBay, а конкретно ее платежного подразделения PayPal.
А привычный нам Google Pay появился в сентябре 2015 сразу после презентации аналогичного сервиса от Samsung.
Вот только Google Wallet тоже не является первым. В который раз инновационная технология начала 2010х была позаимствована у японцев, разрабатывающих ее еще с середины 90-х под руководством компании Sony.
Первые потребительские решения, основанные на технологии Felica, стали появляться в 2004 году при поддержке оператора связи NTT DoCoMo и Fujitsu.
Приобретя мобильник Fujitsu F900i, потребитель получал возможность оплачивать транспорт и мелкие покупки с помощью электронных денег. На устройство заранее предустанавливалось до 5 приложений, использующих технологию Felica.
Для оплаты нужно было разблокировать телефон при помощи дактилоскопа, зайти в нужную программу и приложить мобильник к терминалу. Самое удивительное, что эта технология живет в Японии и по сей день.
И даже Apple в 2016, запуская собственный сервис мобильных платежей, изменила характеристики японских iPhone так, чтобы их NFC модуль поддерживал стандарт Type F, созданный компанией Sony.
Много камер
Многокамерность – этот технологический тренд, как чума поразил умы производителей по всему миру. Чем больше камер, тем круче и дороже выглядит смартфон. Даже самый дешевый китайский бюджетник теперь старается хотя бы создать впечатление того, что у него 83 линзы, и пускай они будут фиктивными или очень низкого качества.
И спасибо за “многокамерность” стоит сказать компании Apple, в 2016 выпустившей iPhone 7 Plus, где один модуль был стандартным, а другой с фиксированным оптическим зумом.
Формально первым мобильным устройством, на чьей тыльной панели располагалась больше одной камеры, стал Samsung B710, выпущенный в середине 2007 года эксклюзивно для Южной Кореи.
Два модуля с разрешением 1.3 Мп создавали объемные снимки, которые можно было просматривать прямо с телефона, однако на этом их функциональность ограничивалась.
Что-то вменяемое показали лишь четыре года спустя в 2011. Это был HTC EVO 3D – Android смартфон с двумя камерами по 5 Мп. Сюда добавили возможность снимать объемное видео.
Год спустя, дополнительный 2 мегапиксельный модуль в камере флагманского HTC One M8 позволял отделить передний план от заднего, и всячески играться с размытием и эффектами фона на готовом снимке.
Оптический зум
Кто первым догадался внедрить оптический зум в телефон? Опять японцы. На сей раз из компании Sharp. В июле 2005 в продажу поступил Sharp 903 с камерой 3.2 Мп. По тем временам это был достойный уровень, ну а возможность 2-кратного оптического увеличения в мобильном телефоне, толщиной всего 15 мм в разложенном состоянии, оставляло его вне конкуренции.
Вышедшая в следующем году Nokia N93 тоже имела прокачанный 3-кратный зум при матрице идентичного разрешения. Но ее камера располагалась в торце, и во время съемки телефон не был похож на телефон, а скорее на компактную камеру.
В этом и заключалась проблема практически всех мобильных устройств с оптическим зумом, выходивших вплоть до 2015 года – внешне по своим габаритам они скорее напоминали “мыльницы”, к которым тупо прикрутили Android.
Достаточно вспомнить Samsung Galaxy S4 Zoom 2013 года или вышедший ранее Galaxy W880. Последний мог похвастаться 3-кратным увеличением и торчащим из корпуса объективом.
Эту проблему удалось побороть компании Asus за год до презентации iPhone 7 Plus, но в отличие от яблочного устройства с фиксированным 2-кратным увеличением, тайваньский флагман Zenfone Zoom оснащался той самой перископной линзой, давая возможность плавно зумировать в диапазоне от 28 до 84 мм в полнокадровым эквиваленте. Естественно, на максимальных значениях приближения начинал проявляться эффект, именующийся “шевеленка” в среде фотолюбителей.
Чтобы хоть как-то его побороть, смартфон оборудовался 4х осевым оптическим стабилизатором.
Стабилизация
Кстати про стабилизатор, первым внедрил его конечно же не iPhone 6 Plus, кто бы сомневался. В этот раз технологию первыми на себе опробовали фанаты операционной системы Windows Mobile, ныне ушедшей на покой.
Nokia Lumia 920, представленная в ноябре 2012, оснащалась хваленой оптикой Carl Zeiss, а благодаря трехосевой стабилизации добивалась более четкой картинки при съемке с рук, чем конкуренты.
Среди смартфонов на Андроиде первыми технологию Optical Image Stabilization (OIS) начали внедрять в самсунге в моделях семейства Zoom. Позже к ним присоединились LG G2, и с тех пор каждый уважающий себя флагман должен иметь хотя бы один объектив с оптическим стабом, а бюджетным моделям остается использовать электронный стабилизатор.
Безрамочный экран и 120 Гц
Вы думали, Apple сама придумала безрамочный экран на 120 герц и вытянутые дисплей? Нет, все как всегда позаимствовано у других компаний, особенно у Sharp.
Все мы помним Galaxy S8, уменьшивший рамки за полгода до iPhone 10. Но за 3 года до Самсунга вышел Sharp Aquos Crystal.
В глаза сразу бросается полное отсутствие рамок сверху и по бокам, снизу рамка побольше, чем у среднестатистического смартфона тех лет, но до этого никому не было дела, ведь все остальное смотрелось реально фантастически. И даже iPhone 13, вышедший 7 лет спустя, не выглядит так экстравагантно.
Это заметили Xiaomi и впоследствии представили Mi Mix – максимально премиальную и заряженную версию дизайна Aquos Crystal. Хотя и у Sharp были флагманы – это все-таки крупнейший японский производитель. В то время они делились на серии Z и Compact с идентичным уровнем железа, но разной диагональю экрана, камерами и парочкой других аспектов.
Одинаковая для них оставалась развертка дисплея, впервые повышенная до 120 герц.
Что касается вытянутости дисплеев, неужели Sharp и в этот раз удалось отличиться?Пионером длиннющих дисплеев стала фирма LG с моделью G6. Но какой первый Android смартфон с подобным дисплеем был Acer Iconia Smart под управлением Android 2.0.
Был еще Softbank fulltouch, выпущеный эксклюзивно для японского рынка в ноябре 2008. Это вертикальный слайдер, оснащенный клавиатурой и сенсорным дисплеем с огромным по тем временам разрешением 1024×480.
Свои дополнения о заимствованных технологиях Apple пишите в комментариях.