Как создавался дизайн Apple

Устройства Apple

Что важнее: дизайн техники или железо? Как ни странно, для многих на первом месте всё же дизайн. Сегодня внешность продукта становится прямо решающим фактором, во многом определяющим его успешность. Компания Apple уже много лет создаёт технику, которая обладает неповторимой, необъяснимой харизмой. Девайсы Apple у многих вызывают сильную эмоциональную привязанность.

Но как ребята из Купертино сделали свои продукты иконами стиля? И как находили свой необычный стиль в дизайне?

ПК как аксессуар и элемент интерьера

Компания Apple появилась в 70е годы в Калифорнии. В то время Возняк и Джобс собирали свои первые Apple компьютеры в гараже. Рынок компьютеров тогда был очень мал, и конечно же на первом месте было железо. О дизайне компьютеров тогда думали в последнюю очередь. Например, вот так выглядел первый персональный компьютер Apple.

Apple ПК 1
Apple PC 1

Но такой расклад Стива Джобса не устраивал. Он хотел, чтобы компьютеры Apple получили красивый корпус, и это оказалось очень даже непростой задачей, но ребята справились. Apple 2 упаковали в элегантный корпус, который кардинально отличался от решений конкурентов. На нём не было видно ни единого винтика или болтика. Устройство казалось монолитным.

Apple 2 PC
Apple 2 PC

Однажды Джобс принял на работу молодого дизайнера Роба Янова. Он взял на вооружение идею о том, что компьютеры должны раскрасить жизнь покупателей в яркие цвета. Поставил перед собой чашу с яблоками и принялся творить. В какой-то момент ему пришла в голову идея нарисовать надкушенное яблоко. Робу показалась удачной игра слов “byte” и “bite” – пишется по-разному, но читается одинаково.

  • Byte – единица хранения информации.
  • Bite – укус.

Вот и получилось, что устройство, открывающее пользователям мир байтов информации получило логотип с надкушенным яблоком.

Но почему именно яблоко? Теорий на этот счет много. По одной из версий, для Джобса было важно, чтобы в телефонном справочнике в списке компьютерных фирм имя Apple стояло раньше, чем Atari.

Но есть теория, что компания Apple получила это название и логотип в честь учёного Алана Тьюринга, которым восхищался Стив Джобс. В 1954 году Тьюринг покончил с собой, откусив яблоко, которое сам же накачал цианидом.

А есть ещё информация, что Джобс просто психанул и сказал, что назовёт так компанию, если не появится лучшего названия. Какая из теорий кажется вам самой правдоподобной, пишите в комментариях. Ну а мы вернемся к дизайну Apple.

Успех Apple 2 показал, что люди готовы платить не только за железо , но и за эстетику. Все последующие продукты компании создавались с упором на внешность.

Принципы привлекательного дизайна

Начнём с того, что наш мозг постоянно оценивает окружающие объекты по нескольким критериям, обычно вы этого даже не осознаёте. Но Apple использует эту особенность нашего мозга в свою пользу.

Первое чем можно заинтересовать наш мозг – это минимальный размер. Небольшая толщина в том месте, где ты ожидал увидеть большие габариты, всегда привлекает внимание. Инженеры компании всю жизнь работают над тем, чтобы уместить мощное железо в очень тонкий корпус. А если с этим не справляются инженеры, к задаче подключаются дизайнеры. Они делают края корпусов девайсов скошенными, чтобы те казались ещё тоньше, чем есть на самом деле.

Скошенные края

Также Apple уделяет много внимания тактильным ощущениям. Качественные материалы всегда создают ощущение монолитности устройства. Продукты яблочной компании приятно держать в руках. Они не скрипят, у них нет неровных швов и так далее. Наш мозг оценивает такие девайсы как надёжные и дорогие устройства. Ни под один из этих критериев не подпадают разве что AirPods с кучей швов и люфтом.

Третий критерий, который подкупает наш мозг – простота. Дизайн продуктов Apple можно назвать сдержанным. Формы каждого устройства геометрически правильны и симметричны. В них нет ничего лишнего, а нашему мозгу уж очень нравится симметрия.

Простота устройства

Эволюция дизайна Apple

Долгое время дизайн продуктов компании хоть и выделялся на фоне конкурентов, но ещё не отвечал всем критериям “привлекательного дизайна”. Во времена первых компьютеров компании технологии ещё не были настолько развиты, как сегодня, поэтому техника всё равно была громоздкой.

В какой-то момент компания решила добавить красок в свои девайсы. В 1997 году Джобс дал ещё никому неизвестному тогда дизайнеру Джонатану Айву шанс показать себя. В результате мир увидел iMac первый моноблок компании в полупрозрачных корпусах. Устройство наделало много шуму в СМИ.

iMac

Чуть позже яркий дизайн перебрался и в ноутбуки компании. В 1992 году вышла серия iBook – бюджетных портативных компьютеров. Но вот здесь такой игривый дизайн понравился далеко не всем. Многие называли ноутбуки от Apple “игрушкой”. Ноутбуки выделялись уж очень сильно, а цветные решения любили не все.

Серия iBook
Серия iBook

Вскоре от игрушечного дизайна и корпусов с сильно закруглёнными углами было решено отказаться. В начале XXI века Apple стала продвигать культ плоскости и минимализма.

Одним из первых устройств, в котором эти принципы “дизайна Apple” заметны, стал Power Mac G4 Cube, выпущенный в 2000 году. Это была первая попытка компании вместить мощь стационарного компьютера в маленький корпус.

Power Mac G4 Cube
Power Mac G4 Cube

По сути, это был прародитель Mac Mini. Дизайн Cube сильно отличается от того, что покупатели обычно видели в конце 90х. Он представляет из себя параллелепипед из акрила, в верхней части которого находится серебристый куб. При правильном освещении казалось, что куб вообще парит в воздухе. А теперь вспомните ваш системный блок в 2000 году.

Такой же “парящий” дизайн получил и новый монитор компании и аксессуары – мышь и клавиатура. Что интересно, сверхпопулярным Cube так и не стал. Пользователи дружно хвалили его дизайн, но ругали посредственную производительность.

В 2001 году Apple выпускает продукт, которому точно было суждено стать легендой. Стив Джобс представил миру первый iPod. Плеер был достаточно компактным для своего времени, его размеры были сопоставимы с колодой карт. При этом внутри него был установлен жёсткий диск на 5 /10 Гб. Качественные материалы корпуса, приятная тяжесть, прохладный металл – всё это создавало дико приятное ощущение. При этом плеер и выглядел очень лаконично.

iPod 1
iPod 1

Одной из главных отличительных черт iPod стал способ навигации. Для перелистывания песен нужно было двигать пальцем специальное колёсико. Такой способ управления делал взаимодействие с плеером максимально удобным. В этом случае колёсико не просто элемент дизайна – это функциональное устройство, которое упрощает взаимодействие с плеером.

В 2007 году Стив Джобс представил миру первый iPhone. И снова мы видим дорогие материалы без каких-либо кричащих деталей. Дизайн Айфона был максимально сдержанным. На его передней панели была всего одна кнопка. И это между прочим в те времена, когда многие мечтали о телефонах с qwerty-клавиатурой. А тут приходит Apple и заявляет, что физические клавиатуры – это “прошлый век” и внезапно реально меняет правила игры. Вместо десятков кнопок у вас большой сенсорный экран и интуитивно понятная система управления.

iPhone 1
iPhone 1

Создавая свой первый смартфон, компания пошла уже по знакомому пути. Она собрала в одном продукте премиальные материалы, которые дарят приятные тактильные ощущения, не кричащий лаконичный дизайн и небольшие габариты. Первый iPhone даже сейчас смотрится очень гармонично, у него есть своё очарование, он полностью соответствует вышеназванным принципам дизайна.

В 2007 году выходит и iMac в алюминиевом корпусе. В те годы компания кажется окончательно понимает, что металл дарит покупателю куда более приятное тактильное ощущение, нежели пластик. Задняя спинка нового Аймака имела слегка округлую форму, устройство становилось шире по центру и тоньше по краям. Таким образом компьютер казался компактнее, чем был на самом деле. На его корпусе нет никаких лишних деталей и изгибов, перед нами просто алюминий и стекло. Дизайн iMac 2007 года оказался настолько удачным, что Apple по сути не меняла его больше 10 лет.

iMac в алюминиевом корпусе
iMac в алюминиевом корпусе

А тем временем наступает 2010 год, и Apple выкатывает iPhone 4. Мы получаем совершенно новый дизайн, теперь тоже с монолитным корпусом, который кажется тоньше, чем есть на самом деле из-за выступающей по кругу алюминиевой рамки. Устройство выглядит очень просто и очень дорого одновременно.

iPhone 4
iPhone 4

В последующие годы Apple добьётся уменьшения толщины корпуса своих смартфонов, будет увеличивать диагональ экрана и прокачивать железо, но дизайн-код останется неизменным. Все телефоны компании всегда монолитны, элегантны и понятны. Нет ни одного лишнего элемента в дизайне и ни одной лишней кнопки.

Макбуки

В середине 2000х Apple “переодела” свои ноутбуки в алюминиевый корпус. Чтобы девайсы казались тоньше, они получили скругленные края. Модель Air и вовсе имела клиновидный корпус, из-за чего ноутбук казался очень тонким с того края, который ты видишь чаще всего. На корпусе макбука вы не найдёте ни одного лишнего элемента, ни одной колхозной наклейки с указанием модели процессора, чем по сегодняшний день грешат некоторые компании. Никакой RGB подсветки и прочих украшательств.

MacBook Air
MacBook Air

Даже информация о модели и серийный номер отпечатаны на днище ноутбука едва-едва заметной трафаретной печатью. Параллельные линии, симметричные вырезы под динамики, аккуратные вырезы под разъёмы – всё это создаёт впечатление целостности устройства. Простота и элегантность, ну и тот самый корпус из цельных блоков алюминия окончательно сделали MacBook иконой стиля.

При этом Apple уделяет внимание не только внешности, но и практичности. В 2000е гг. другие производители ноутбуков делали на своих девайсах защёлки, чтобы удерживать экран в закрытом положении. Apple же создала сложный механизм, который удерживает экран в закрытом положении при перевороте устройства и при этом позволяет открыть MacBook одной рукой.

Со временем технологии достигли такого уровня, что Apple стало не нужно прибегать к хитрости и сильно сужать корпусы девайсов по краям. Теперь ноутбуки компании одинаково тонкие по всей плоскости. Как и в случае с iMac,  дизайн макбуков за эти годы кардинально не поменялся, потому что трудно улучшить то, что уже считается эталоном стиля.

iPad

Похожий путь прошёл и другой продукт Apple – iPad. Он с первых дней получил алюминиевый корпус. Чтобы планшет казался тоньше, его задняя спинка тоже имела слегка округлую форму. При этом дизайн Айпада был максимально простым: стекло, металл и “яблоко” на спинке.

Дизайн iPad

Гладкое стекло и слегка шероховатый алюминий, который приятно холодит руку, и приятная тяжесть. Так же, как и первый iPhone, оригинальный iPad довольно неплохо смотрится даже в наше время. Для примера вспомните планшеты конкурентов Apple в 2010 году. Они выглядели отвратительно, даже Samsung в тот год подкачал. Его первый Galaxy Tab смотрелся на фоне iPad пластиковой игрушкой.

Ну а современные яблочные планшеты, как и ноутбуки, стали настолько тонкими, что необходимость создавать иллюзию компактности за счёт скошенных краёв попросту отпала. Ну и в целом дизайн iPad за эти годы практически не менялся. В какой-то момент скругленные края сменились на прямые, а экраны всё росли за счёт уменьшения рамок, но суть то не поменялась. Это всё те же геометрически правильные элегантные планшеты с минимумом элементов в дизайне.

Магия Apple

Даже на сегодняшний день все устройства Apple отвечают принципам дизайна, о которых я рассказал. Формы каждого девайса Apple геометрически правильны и симметричны, они удивляют и впечатляют нас габаритами и качественными материалами. Уже какой год мы впечатляемся тем, как инженеры смогли затолкать в такие компактные корпусы столько сложной электроники.

Использование качественных материалов создаёт ощущение надёжности и монолитности. Хоть ты и понимаешь, что перед тобой каркас, надетый на множество сложных электронных компонентов, но встречают то по одёжке. Устройства Apple не имеют кричащих элементов в дизайне. Они прекрасны именно своей простотой. А ещё девайсы компании понятны и дружелюбны по отношению к пользователю, по крайней мере, в основном. Так и рождается та самая эмоциональная привязанность и к продукту, и к бренду. И даже если большую часть времени вы носите яблочный гаджет в чехле, наступит тот момент когда вы его снимете, протрете девайс тряпочкой и какое-то время будете крутить его в руках, восхищаясь устройством.

Подписывайтесь на наш Telegram, VK.
MacNoob - живая помощь с iPhone и MAC
Добавить комментарий

Вы можете подписаться на новые комментарии к статье без комментирования.