В середине октября 2022 года Apple представила совершенно новую базовую модель iPad. Несмотря на то, что 10-е поколение стало однозначно лучше и получило некоторые фишки и возможности своих больших братьев.
iPad 10 – успех или провал?
А именно дизайн с плоскими гранями, USB-C порт, Touch ID в кнопке включения, но по наследству от прошлых поколений ему достался не ламинированный кран с воздушной прослойкой и стандартной яркостью 500 нит, чип A14 Bionic и по какой-то совершенно неведомой причине, известной только Тиму Куку, поддержка Apple Pencil 1-го поколения.
И все было бы в порядке, хоть и выглядит новинка, как плод романтической любви между iPad 9 и iPad Air, но основная проблема в том, что назвать 10-е поколение по-настоящему народным и бюджетным теперь нельзя. Он стал дороже.
Новый iPad – это как iPhone 12, который до сих пор остался в актуальной линейке, чтобы заткнуть дырку в модельном ряду между iPhone SE и iPhone 13. Но получается, что iPad 9 теперь является последним классическим дешевым iPad, продолжение которого вряд ли случится.
И это лучший iPad который можно купить в 2022 году. Кроме того, это самый продаваемый планшет Apple на сегодняшний день. В чем же секрет его успеха?
Ранние планшеты
В 2010 году, когда был представлен первый iPad, планшеты сами по себе, как это обычно бывает, не были чем-то уникальным и революционным. Microsoft уже вовсю работал над концептом Courier, который дальним родственником устройств Surface. А на рынке можно было найти огромное количество различных планшетов от других брендов, таких как Panasonic, Toshiba, Asus, HP и прочих.
А если говорить про яблоки, то идея создания устройства, которое чем-то напоминало современный планшет и помогало владельцу с решениями ежедневных задач, появилась в светлых умах инженеров Apple еще в конце 80-х.
Сенсорный экран, голосовой ассистент с подобием интеллекта, видеозвонки, работа со стилусом и распознавание рукописного ввода -кое-что напоминает, не так ли?
К сожалению, в том виде, в котором он был задуман, реализовать этот проект не удалось. Когда устройство воплотили в железе, выяснилось, что цена для конечного потребителя составляла ориентировочно 6.000 долларов, что в перерасчете на сегодняшний день выходит далеко за рамки 10.000 долларов.
Осознавая возможный провал, в Купертино сосредоточились на более компактном, простом и относительно дешевом варианте, который с некоторыми доработками был выпущен в продажу в 1993 году и назывался Newton Message.
Проблема этого устройства заключалась в том, что инженеры пытались добавить как можно больше различных и ненужных опций и упустили саму идею портативного устройства, которое было бы простым, интуитивно понятным в использовании.
Newton не было особо успешным, но сама идея портативного помощника с сенсорным экраном, существенно опередившая свое время, в дальнейшем нашла применение в первом планшете и смартфоне Apple.
iPad 1-го поколения, по словам Джобса, должен был стать промежуточным звеном между iPhone и Mac. Именно дополнением к персональному компьютеру, а не его заменой. Как раз тем самым простым в использовании гаджетом, который будет понятен каждому.
Это кстати очень важный нюанс, который в дальнейшем определит саму суть планшетов, как устройств. Во время анонса Джобс демонстрировал, как хорошо iPad годится для чтения книг, просмотра фильмов и посещения веб-сайтов. Идеальное устройство для потребления контента – именно то, чего вам не хватает.
Планшеты iPad – это связующее звено между iPhone и MacBook.
Для работы не нужны были клавиатура или стилус, вместо них использовался палец. По словам Джобса, Apple “создает новую категорию устройств, в которую объединяют пользователей с их приложениями и контентом новым, интуитивным и интересным способом”.
Несмотря на то, что многие не понимали, зачем и для чего им планшет, но магия Apple сработала, и в первые выходные было продано 300 тысяч устройств. А за первый год было реализовано 32 миллиона экземпляров. И это учитывая, что 1-е поколение iPad было весьма ограничено в плане функций и даже не имело банально ни одной камеры.
И несмотря на различные насмешки конкурентов о том, что iPad – это просто большой iPod Touch, и вся эта идея провальная, пользователи оценили удобство и простоту использования планшетов.
В течение следующих 5 лет ежегодно выходили новые модели, улучшали экраны, добавляли камеры, появилась версия mini и Air, но основная суть не менялась. iPad оставался тем самым устройством для потребления контента, что удовлетворяло потребности 90% пользователей.
Линейка Pro в семействе планшетов
Но зарабатывать на планшетах Apple становилось все сложнее. Основная проблема, с которой столкнулись в компании – это, как бы странно ни звучало, отличное качество и надежность планшетов. Вы могли без проблем продолжать пользоваться моделью двух-трех или даже пятилетней давности и не особо испытывать неудобств при серфинге или просмотре Ютуба.
А зачем тогда покупать что-то новое, если старое работает отлично? Но ведь как известно, маркетологи Apple не зря едят свой хлеб, и в 2015 году свершилось великое разделение линейки на обычных пользователей и тех, кто является настоящими профессионалами.
Именно в этом году дебютировала 1-е поколение iPad Pro с диагональю 12.9 дюймов, поддержкой клавиатуры и стилуса Apple Pencil, который вполне успешно продается до сих пор.
И тут всем стало внезапно понятно, что мы-то с вами живем в “посткомпьютерной эре”, когда портативность, простые пользовательские интерфейсы и мобильные приложения – это все, что вам нужно, чтобы быть настоящим профи.
iPad Pro заменит MacBook в плане работы?
Впрочем еще сам Джобс в 2011 году говорил, что будущее за посткомпьютерными устройствами, которые проще и понятнее непривычных ПК.
“Ваш новый компьютер – теперь не компьютер”. Именно так в Купертино продвигали очередное поколение iPad Pro с клавиатурой Magic Keyboard. Бесконечные возможности, производительность следующего поколения, мощные функции iPadOS, полная киноиндустрия в ваших руках.
Маркетологи Apple продолжают настаивать на том, что iPad Pro – это мощный инструмент для настоящих профи, который справится с любой задачей. И в принципе к новым прошкам с чипами М2 или М1 у меня особо вопросов нет, как к устройству. Это потрясающий экран, особенно в старшей модели, высокая производительность, удобный форм-фактор, шикарная клавиатура Magic Keyboard и крутые возможности Apple Pencil. Но это все тот же iPad, все с той же мобильной операционкой на борту.
В течение нескольких лет я пытался убедить сам себя, что с помощью iPad Pro можно делать то же самое, что и на ноутбуке, закрывая глаза на очевидные косяки из-за ограниченного софта.
- Работать с документами и графикой? Можно, но одни и те же действия занимают просто больше времени, чем на ноутбуке.
- Монтировать видео для социальных сетей или YouTube? Это проще делать на Маке.
Все, для чего я использовал iPad Pro – это серфинг YouTube, фильмы, почта и тому подобное.
Была надежда на то, что с переходом на чипы M-серии в Купертино сделают что-нибудь особенное для iPad Pro, но глобально ничего практически не поменялось.
При этом, если рассматривать к покупке iPad Pro 12.9″ на 128 Гб, версию Wi-Fi с клавиатурой Magic Keyboard, чтобы превратить его в подобие ноутбука, то обойдется все это удовольствие в 1450 долларов. А базовый MacBook Air на 256 Гб стоит 1200 долларов.
То есть полноценный ноутбук стоит дешевле, чем то, что очень сильно хочет казаться этим ноутбуком. Я сделаю оговорку, что конечно же есть категория пользователей, которые iPad Pro все же необходим для работы с тем же Apple Pencil или некоторыми специфическими программами, где особенно важна мобильность, но это очень небольшой процент покупателей прошек.
А для большинства владельцев iPad, даже самый дорогой и нарядный, все еще остается тем самым устройством для потребления контента, только кроме самого планшета вы еще и покупаете идею о том, что вы “великий профессионал”.
В чем секрет успеха iPad 9 (2021)?
Основная идея заключалась в том, что iPad 9 стоит относительно недорого. И самый главный прикол в том, что они практически не теряют в цене на вторичке. То есть если найти по хорошей цене самый дешевый iPad, то за полгода использования можно практически ничего не потерять в деньгах. А разбирают эти планшеты просто моментально, в отличие от дорогих прошек.
Не зря же iPad 9 является самым продаваемым планшетом в линейке, и это правда. Низкая цена и тот набор возможностей, который дает этот iPad, делают его просто бестселлером.
Я не буду рассказывать про очевидное: про корпус в классическом дизайне, кнопку Домой и прочее, в таком форм-факторе планшеты Apple выпускаются уже почти 10 лет. У этого планшета достаточно средний по сегодняшним меркам дисплей с яркостью 500 нит, такой же яркостью, как и у iPad Air и iPad mini. Да, с воздушной прослойкой и неламинированный, но такой же стоит и в iPad 10. Но этот iPad (2021 года) дешевле.
- Два динамика, не выдающиеся по максимальной громкости, по сравнению с большими братьями, но за эти деньги вполне приличные.
- Touch ID в кнопке домой, ну так и в более дорогих моделях тоже Touch ID только в другой кнопке.
- Большие рамки экрана? Согласен, выглядит не так свежо и нарядно, как на новых моделях. Но цена дешевая.
- Фронтальная камера с функцией в центре внимания, которая следит за вами во время видеозвонка.
- Чип A13 Bionic (как в iPhone 11 Pro) – не топовое железо, но со своими задачами справляется отлично.
Что дальше?
На самом деле, в Apple могли добавить в iPad 9 чип A15 Bionic и назвать его iPad SE. Если уже все свои более дорогие модели начали переводить на М1, то в чем был смысл оставлять тот же A14 Bionic в iPad 10, я не очень понимаю. Выглядит, как типичная жадность Apple с заделом на будущее, чтобы было, что показать в следующем году.
А так у вас был бы выбор: отдать 329 долларов за обновленный, дешевый планшет либо 449 за технически такой же, но новый, модный, с экраном без рамок, usb-c портом. Уверен, что спрос был бы и на тот, и на тот, но в Купертино решили просто ничего не менять в iPad 9.
Скорее всего 9-е поколение iPad доживет в актуальной линейке до следующего сентября 2023 года, и вряд ли получит обновление. По слухам, все устройства в следующем году должны будут перейти на USB-C порт, а красиво его разместить в текущем форм-факторе не представляется возможным.
С выходом iPad 10 в Apple проводят определенную грань между старым и новым. Если в следующем году стоимость iPad 10 упадет до 329 долларов, то он займет место iPad 9 и станет новым бестселлером, но на сегодня, если вам нужен недорогой, надежный как швейцарские часы планшет, который будет стабильно выполнять все базовые задачи по просмотру новостей, фильмов, музыки, игр, то я советую iPad 9. Это последний классический и честный планшет Apple за свои деньги, в отличие от iPad 10.