- Антивирус Avast следит за поведением своих пользователей в интернете.
- Отслеживаются поисковые запросы, GPS-координаты в Google Maps, покупки, посещение порносайтов и другие данные.
- Полученная информация обезличивается и продаётся крупным компаниям.
Антивирус Avast для Mac и Windows используется для сбора пользовательских данных. Собранная конфиденциальная информация продаётся крупным компаниям, включая Google, Yelp, Microsoft, McKinsey, Pepsi, Sephora, Home Depot, Condé Nast, Intuit и другие.
Как сообщает издание VICE со ссылкой на совместное расследование Motherboard и PCMag, некоторые компании заплатили миллионы долларов за информацию о поведении пользователей антивируса в интернете. Об этом свидетельствуют попавшие к ним документы, принадлежащие филиалу антивирусного гиганта Avast под названием Jumpshot.
Avast предлагает антивирусные решения, которые ежемесячно используют более 435 миллионов человек по всему миру, чтобы защититься от троянов, вирусов и прочего нежелательного ПО. Антивирус собирает данные пользователей, которые сами согласились на это. Эти данные обезличиваются, после чего продаются через дочернюю компанию Jumpshot.
«Собираемая информация включает поисковые запросы Google, используемые местоположения и GPS-координаты из карт Google, просматриваемые видео YouTube. Также фиксируются посещения порносайтов, включая дату, время, вводимые поисковые фразы, просматриваемые видео» — сообщается в отчёте.
До недавнего времени сбор данных проводился с помощью плагина Avast для браузеров, цель которого уведомлять о посещении вредоносных сайтов. В октябре 2019 года разработчик AdBlock Plus Владимир Палант опубликовал отчёт, в котором сказано, что плагин используется также для сбора пользовательских данных. После этого Opera и Google закрыли доступ к расширениям Avast.
Попавшие в руки журналистов документы утверждают, что антивирус всё ещё выполняет сбор, но только с помощью антивирусного программного обеспечения, а не плагина для браузера.
В этом плане хорош подход Apple — компания на своих устройствах принудительно уведомляет пользователей, если приложения пытаются собирать о них данные. Например, с выходом iOS 13 около 80% ранее отслеживаемых пользователей отключили фоновое определение своего местоположения.