Почему Apple отказалась от 3D Touch?

Технология 3D Touch на iPhone

Технологию 3D Touch представили на специальном мероприятии 9 сентября 2015 года. И первые модели, которые получили поддержку новой технологии, стали iPhone 6s и iPhone 6s Plus.

Филл Шиллер со сцены объявил, что это революция и даже следующий шаг в развитии Multi-Touch, а пользователи получат невероятный новый опыт взаимодействия с iPhone. Но спустя 4 года в 2019 году лавочка прикрылась, и Apple полностью убрала поддержку 3D Touch из всей линейки iPhone 11 и iPhone XR.

В описании новых моделей появился Haptic Touch. Что такое 3D Touch, как именно он работает и как устроен внутри iPhone? Чем отличается Haptic Touch, и почему эксперимент Apple оказался неудачным.

Как работает 3D Touch

Технология 3D Touch измеряет силу нажатия, что позволяет пользователям получать доступ к дополнительным меню интерфейса операционки дополнительным жестом, а также обеспечивает тактильный отклик, который помогает определить интенсивность каждого нажатия.

3D Touch основан на технологии Force Touch, которую Apple ранее представила в MacBook и Apple Watch. По сути смартфон научился определять не только касания или жесты несколькими пальцами, но и насколько сильно вы нажали на экран.

На презентации нам показали быстрый просмотр почты, предпросмотр ссылок в браузере и сообщениях, фотографии и так далее. Кроме того пользователям стали доступны дополнительные меню на иконках приложений, чтобы выполнять базовые действия еще быстрее.

Дополнительное меню на иконке приложения

Чтобы реализовать все возможности 3D Touch, Apple пришлось внести изменения не только в программное обеспечение, но и существенно доработать аппаратную часть смартфонов. Инженеры интегрировали в модуль экрана дополнительный слой с емкостными датчиками прямо под подсветку дисплея.

Дополнительный слой
Дополнительный слой

Эти датчики измеряют малейшие изменения между уровнем подсветки и стеклом. И как только вы с усилием нажали на стекло вашего iPhone, подсветка в прямом смысле продавливается, контроллер смартфона фиксирует это и посылает тактильный отклик, давая понять, что распознает силу нажатия.

А для реализации уже тактильного отклика Apple потребовалось переработать вибромотор смартфона и превратить его в то, что теперь известно как Taptic Engine.

Taptic Engine представляет собой систему с приводом линейного перемещения. Простыми словами, внутри его корпуса расположена масса с подвесами на пружинах, а само движение влево-вправо вызывается катушками. И когда ток подается на катушку, она превращается в магнит и отталкивает движущуюся часть.

Устройство Taptic Engine
Taptic Engine

Технология обеспечило более короткую точную вибрацию с постукиваниями, чем до этого мог предоставить стандартный вибромотор телефона. Так почему Apple похоронила такую перспективную и революционную технологию, в разработку которой были вложено столько времени и денег?

Почему Apple убрала 3D Touch?

Первая причина: уменьшить толщину смартфона, вторая – большинство пользователей не использовали эту функцию.

Чтобы понять первую причину, нам нужно взглянуть, как это устроено внутри iPhone. Сравним два модуля экрана: iPhone 6s интегрированной подсветкой 3D Touch и iPhone 6 с обычной подсветкой.

Дисплей iPhone 6 и iPhone 6s
Экран iPhone 6 (слева) и iPhone 6s (справа)

На модуле 6s задней частью является металлическая пластина, которая является жесткой основой 3D Touch слоя. На iPhone 6 это обычная мягкая подложка подсветки. Эти экраны отличаются по толщине и весу, разница только между экранами около 15 грамм.

На самом деле отдельно сам модуль подсветки для iPhone 6s существенно тяжелее и толще чем iPhone 6: 23 грамма весит подсветка 6s с 3D Touch.

В рамках уменьшения габаритов устройства и их веса это много. Если разобрать модуль, то мы увидим те самые емкостные датчики, которую измеряет силу нажатия.

Емкостные датчики
Емкостные датчики

В верхней части можно увидеть контроллер, который отвечает за обработку силы нажатии. Если сравнивать с таким же слоем в iPhone 7, то никаких глобальных отличий, кроме расположения шлейфов тут нет. Единственное, что визуально слой датчиков стал еще немного толще.

Емкостные датчики iPhone 7 и iPhone 6s
Слой 3D Touch iPhone 7 и iPhone 6s

То есть похожую картину мы можем увидеть в iPhone 6s Plus, iPhone 7 Plus и iPhone 8. А вот в iPhone X, XS реализация технологии выглядит иначе. Стараясь снизить толщину модуля экрана, в эту модель устанавливали гибкий слой 3D Touch, который приклеен к подложке дисплея и визуально сильно отличается от предыдущих моделей.

Слой 3D Touch на iPhone 6s и iPhone X
Слой 3D Touch на iPhone 6s (слева) и iPhone X (справа)

У меня нет информации, какие точно технические изменения производитель внес в конструкцию новой версии 3D Touch, но выглядит красиво и любопытно. Как можно увидеть, сам по себе слой 3D Touch на OLED экранах стал существенно тоньше, но необходимость размещать внутри дополнительную микросхему и шлейф никуда не делась, а это целый миллиметр.

Это и есть первая причина отказа от технологии. Необходимо рассчитывать и проектировать устройство с учетом дополнительных запчастей, компонентов плюс это отражается и на себестоимости смартфона.

iPhone с 3D Touch

Фил Шиллер, старший вице-президент по маркетингу Apple, говорил об этом так: “С технической точки зрения создать аппаратное обеспечение для дисплея, способного делать то, что делает 3D Touch, невероятно сложно. Мы рискуем потратить впустую целый год разработки с огромными затратами и инвестициями в производство, если окажется, что это не то, чем люди действительно бы пользовались”.

И это именно то что произошло с 3D Touch и является второй причиной отказа от технологии. Большинство клиентов просто не пользовались этой функцией, а многие даже не подозревали о том, что такая имеется.

При покупке нового гаджета потребители обращали внимание на новые возможности камер, время автономной работы, сканер лица Face ID, обновленный дизайн, но не на скрытую функцию, которая для многих была неочевидна.

Реклама технологии 3D Touch

Функция 3D Touch

Переходя с iPhone 5s или iPhone 6 на обновленный iPhone 6s, вы могли все так же продолжать пользоваться системой, не испытывая неудобств или необходимости в новых жестах. Я не буду отрицать удобства и некоторых возможностей, которые добавлял 3D Touch.

Например, перемещение курсора при нажатии на всей области клавиатуры либо дополнительных меню приложений, но это не было очевидно для многих.

Дополнительное меню приложений

В Apple понимали это, но отступать было уже некуда, поэтому инвестировали огромные деньги в информирование потенциальных потребителей о 3D Touch.

В некоторых Apple Store даже были установлены специальные столы, на которых можно было бы проверить и наглядно увидеть, как работает эта функция. Но уверен что многие из вас о таких даже не слышали.

Реализация работы 3D Touch

В итоге картина вырисовывалась следующая:

  1. Компоненты 3D Touch занимают ценное пространство внутри смартфона, которое можно использовать более эффективно.
  2. Компания несет дополнительные расходы на разработку и совершенствование технологии, а пользователи это банально игнорируют.

Отличие 3D Touch от Haptic Touch

В Apple не любят впустую тратить ресурсы и деньги, поэтому в компании отказались от 3D Touch в модели iPhone XR и всей линейки iPhone 11 в пользу Haptic Touch.

Большинство программных фишек и дополнительных меню при этом сохранилось, но реализовано теперь это было на уровне операционной системы без каких-либо аппаратных бонусов. Ведь сам по себе мультитач-экран способен считывать площадь и продолжительность нажатия.

Технология мультитач

Возможности технологии мультитач оказались достаточны для продолжения работы программных фишек. Теперь для активации Haptic Touch требуется просто нажать и удерживать палец на приложении или ссылке, чтобы вызвать всплывающее окошко или предпросмотр.

Фактически ощущение тактильной обратной связи в Haptic Touch похоже на получаемую от 3D Touch обратную связь, так что в этом отношении технологии почти неразличимы.

Несмотря на то, что Haptic Touch в некоторых сценариях уступает возможностям 3D Touch, но глобальной разницы большинство пользователей не заметит. Лично я из всех функций использовал только перемещение курсора с помощью клавиатуры, а в Haptic Touch можно для этого использовать пробел.

К тому же отказ от лишних компонентов позволил Apple сделать в iPhone 12 и правда очень тонкий модуль экрана, что было бы невозможно с 3D Touch.

iPhone 12 тонкий модуль экрана
iPhone 12 тонкий модуль экрана

Пользуетесь ли вы 3D Touch или возможно и пользовались раньше, а в новой модели вам его не хватает? Или это бесполезная технология ради технологии? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

Подписывайтесь на наш Telegram, VK.
MacNoob - живая помощь с iPhone и MAC
Добавить комментарий

Вы можете подписаться на новые комментарии к статье без комментирования.

  1. Роман

    В ближайшем времени планирую менять айфон на более старшую модель(я сейчас на Х), я настолько привык к 3D Touch, что не хочу с ним расставаться:(
    Для меня это стало незаменимой функцией, в играх, при написании текстов, да и просто это ощущение незаменимо

    Ответить